Этапы и содержание профориентационной работы в гимназии
1-4 классы
Блок «Путешествие по профессиям»
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека.
Задачи:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
- Содействие приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.
Основные мероприятия по реализации:
- Диагностика представлений младших школьников о мире труда и профессий.
- Игры-путешествия для знакомства с профессиями и работниками труда.
- Проведение Инфоуроков, классных часов, тренингов профориентационной направленности.
- Оформление стенда по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа».
В начальной школе проводится диагностика спектра профессионально окрашенных фантазий ребенка, диагностика зарождения интересов к профессиям, диагностика мотивационной сферы с помощью рисуночных методик, анкетирования.
На основе полученных результатов проводится работа с родителями с целью обеспечения разностороннего развития ребенка, предупреждения ранней специализации образования.
5-7 классы
Блок «Радуга профессий»
Цель: формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и осознанного интереса к выбору профессии.
Задачи:
- Выявление и развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
- Формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии.
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
- Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.
Основные мероприятия по реализации:
- Расширение знаний о профессиях в рамках школьных предметов.
- Экскурсии на предприятия города и региона.
- Организация встреч, круглых столов и презентаций с ведущими специалистами города в различных сферах деятельности.
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.
- Проведение Инфоуроков, классных часов, тренингов профориентационной направленности.
- Проведение предпрофессиональной диагностики.
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
- Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в гимназии, в учреждениях дополнительного образования.
8-9 классы
Блок «Профессиональное определение»
Цель: подготовка к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.
Задачи:
- Профессиональное самопознание.
- Знакомство с основами правильного выбора профессии.
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенных к рабочей среде.
Основные мероприятия по реализации:
- Общешкольное родительской собрание с привлечением представителей учебных заведений города (РПТК, РСГК, РКТС, РИИ).
- Участие в мастер-классах, организованных организациями технического и профессионального, послесреднего образования города.
- Участие в Днях открытых дверей учреждений ТиПО, профориентационных ярмарках профессий.
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
- Использование возможностей Интернет-ресурсов с целью активного изучения профессий и определения собственной профессиональной направленности.
- Консультации психолога по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые).
- Определение профильной направленности обучения в 10-11 классах.
В среднем звене продолжается работа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Для мониторинга процесса становления личности учащегося используются индивидуальные карты, в которых отслеживается динамика интересов и склонностей учащегося.
На этом этапе первостепенная роль отводится профконсультированию обучающихся, обеспечивающему развитие профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная «Я – концепция» (представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности).
Этому способствуют не только индивидуальные профконсультации, но и массовые формы работы: классные часы, тренинговые занятия, факультативы, курсы по выбору
Эффективность данной работы определяется тем, насколько грамотно, осознанно обучающиеся выбирают направления своей дальнейшей профильной подготовки.
Консультации для педагогов, в первую очередь классных руководителей, направлены на овладение ими спектром диагностических методик, приемами активизирующих игр, активными формами работы с учащимися, способами корректировки стиля деятельности.
Работа с родителями, классными руководителями и педагогом-психологом строится в ключе взаимодоверия, взаимоуважения, преодоления желания родителей реализовать в ребенке собственные несостоявшиеся мечты, ориентировки на максимальный учет интересов и возможностей ребенка.
10-11 классы
Блок «Профи-старт»
Цель: сформировать навыки самооценки своих профессиональных качеств и культуры постоянного повышения квалификации, обучения на протяжении всей жизни.
Задачи:
- Развитие знаний о себе и о своих возможностях.
- Организация консультаций обучающихся с педагогом-психологом (различные методы диагностики индивидуального и группового характера).
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- Изучение рынка труда, возможностей трудоустройства, развития навыков профессионального роста и способа адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями обучающихся по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.